Тюрин Александр Владимирович (tyurin) wrote,
Тюрин Александр Владимирович
tyurin

Categories:

О чем стоило подумать Папе Римскому, когда он говорил о соборе Святой Софии

Папа (который не наш, а Римский) высказался: «Думаю о соборе Святой Софии в Стамбуле, и я очень опечален». А ведь не помешало бы этому иезуиту добавить несколько слов извинений за то, что добрые католики, совершавшие под эгидой римско-католической церкви Четвертый крестовый поход, разрушили православную византийскую цивилизацию и разграбили Константинополь. Тот самый Константинополь, в котором никогда не было никаких Темных Веков и который уже научил европейцев строить храмы и большие корабли, писать картины, заниматься философией и врачеванием, использовать столовые приборы и разрабатывать законы. Восстановленная в 1261 Византия была уже бледной тенью прежней империи и захват ее (и собора святой Софии) турками был лишь вопросом времени.

Собственно подъем романо-германского Запада и его мировая экспансия и начались с разграбления Византии. Именно тогда итальянские города-республики совершили рывок в накоплении капитала, который был оформлен в культурной сфере знаменитым Возрождением.

Захватив торговые коммуникации Средиземноморья и Ближнего востока, итальянские патрицианские республики приступили к дальней торговле. В том числе торговле с разбойничьей Золотой Ордой и другими наследниками Монгольской империи, причем выделялась тут торговля "живым товаром", славянскими рабами. Кочевники захватывали ясырь, а добрые католики перевозили невольников из своих причерноморских факторий (вроде генуэзской Кафы-Феодосии) и на Ближний Восток, и в европейские портовые города. Итальянские города-республики первыми освоили и плантационное рабство на своих островных владениях в восточном Средиземнорье. Капитализированная итальянцами добыча кочевников превращалась в активы банков, совсем немного отличающихся от нынешних.

Ну, а Византия, погибающая, а затем совсем погибшая, на протяжении столетий подвергалась глумлению и шельмования со стороны самых просвещенных западных мыслителей. Именно на Византии Запад научился прикрывать грабеж и хищничество отменной ложью. Достаточно вспомнить слова Монтескье, что «в Византии не было ничего, кроме тупого поклонения иконам» и Вольтера об "ужасной и отвратительной Византии".

Хотя на самом деле, когда на Западе были долгие Темные Века, Византия являлась страной большого торгового мореплавания, развитой строительной техники и искусства, великих городов, по сравнению с которыми парижи и лондоны были жалкими деревнями, стадионов, университетов (почему-то забывают, что византийские университеты были старше западноевропейских на 500 лет и имели гораздо большую долю светских наук), величественных соборов, огромных библиотек (я вот поражался свежести бумаги и качеству чертежей и миниатюр в византийских книгах, относящихся к 6-7 вв), лучшей в мире медицины, источником законодательных норм для остального мира (достаточно вспомнить Свод Юстиниана, Эклоги, где проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех, Крестьянский закон, защищающего права крестьян-общинников, Градский закон, церковный Номоканон).

А вот Западная Европа была миром рабства и зависимости. Это в Европе бесправные рабы и полурабы - сервы - работали на господствующую знать, в значительной степени залетного, норманнского или германского происхождения, которое беспощадно их грабило, пытало, убивало. Западное общество представлял пирамиду вассалитета и зависимости. В этой пирамиде более слабые "закладывались" за более сильных (на латыни это называлось "комендацией"; отсюда, кстати, происходит слово "рекомендация").

Как пишет историк Ф. Успенский: "Бедность и невозможность пропитания, недостаток защиты от притеснений сильных соседей, тяжелые подати, воинская повинность и, наконец притеснения от местного сеньора-землевладельца, который творит неправый суд. Таковы были обстоятельства, точно указываемые в тогдашних кабальных и запродажных актах, которые приводили к коммендации".

Нижние слои должны были приносить верхним слоям в жертву свои пот или кровь , верхние защищали нижние от враждебных феодальных кланов. А в своем основании такая европейская пирамида опиралась на бесправных обираемых сервов. В общем, более всего это напоминает структуру современной организованной преступности.

В Византии же императорские правительства боролись и боролись успешно против попыток крупных землевладельцев поработить крестьянскую общину.

«Есть люди, которые, отрицаясь от своей духовной природы и Создателя, заботятся только о земных благах и временном благополучии. От таких людей, с жадностью гоняющихся за богатством и подверженных страсти стяжания, происходят все бедствия отсюда всякие замешательства, отсюда все несправедливости, отсюда великие и долгие страдания и стоны бедных. Но за бедных стоит сам Господь, говоря в Писании: ради мучения бедных и воздыхания убогих Я восстану... Ради того, имея намерение поправить, что было недавно совершено или дерзко предпринято против отдельных лиц, мы издаем настоящий закон, который послужит к устранению и искоренению ненасытной страсти любостяжания так, чтобы отныне уже никто не был лишаем своего, и чтобы бедный не испытывал преобладания сильных». (Император Роман Лакапин, 934 г.)

ps. То, что произошло с Константинополем, должно всегда нам напоминать, что нет никакого "подлинного Запада с христианскими ценностями", который мы должны защищать от BLM...

Попутный мой материал об участии Папского Престола в организации походов западных колонизаторов на Русь в 13 веке - см. здесь
Tags: Византия, Запад
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author